Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

0 26

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Почему многим жителям районов Курганской области приходится ежедневно искать варианты выезда из своих сел и как они с этим справляются.

В нашей области, как известно, 2 крупных города и еще 23 райцентра. Среди этих районных центров есть 7 небольших городков, 6 поселков рабочего типа, а также крупные села. В 13 из вышеперечисленных городов, поселков и сел можно добраться как по железной дороге, так и автотранспортом. Остальные 12 доступны к посещению только на автомобилях и автобусах.

В чем проблема?

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Проблема как раз в последних, в автобусах. В советское время, когда и были образованы большинство райцентров и деревень, на них практически всё и держалось. По транспортным артериям области передвигались, в основном, грузовой и пассажирский автотранспорт. Легковых автомобилей на селе было в десятки раз меньше существующего количества. Поэтому и ездили автобусы между райцентрами и крупными населенными пунктами района, захватывая жителей попутных деревень, по несколько раз в день. 

Лет 15-20 назад, когда у сельчан появились деньги на личные машины, потребность в районных автобусах резко снизилась, и количество рейсов, а затем и самих маршрутов стало сокращаться. Поначалу исчезли межсельские автобусы, а затем некоторым районам пришлось сократить и оптимизировать рейсы до райцентров. Плюс муниципальные автохозяйства развалились, а маршруты растеклись по предпринимателям и организациям. Перевозками стали заниматься частные предприятия, а это чаще всего означает, что на первом месте у них стоит прибыль и безубыточность, а не интересы и комфорт каждой деревни в районе.

Как уехать с периферии?

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Бывает, что и никак. Нет больше автобусов из сел, куда когда-то ходило по два рейса в день. Только на своей машине или такси. Чтобы не быть голословными, мы приведем относительно недавний пример из жизни удаленного от областного центра Далматовского района.

11 января 2021 года на странице паблика «Подслушано в Далматово» социальной сети Вконтакте молодая девушка на условиях анонимности рассказывает свою историю. Будучи студенткой одного из далматовских колледжей, она обучается дистанционно. И вот приключился с ней недуг, какой бывает с каждым – заболел зуб. Чтобы выбраться в районную стоматологию, ей нужно найти деньги на такси туда-обратно в размере 700 рублей – ведь автобус, который раньше возил за 70 рублей, давно отменили. Студентка понимает, что это ее частный случай, но задает вопрос – а как быть другим малообеспеченным жителям деревень и сел Кривское, Смирново и Тропина. Как добраться до Далматово людям, у которых нет личного автотранспорта, а такси тоже не по карману? А ведь многие выезды жизненно необходимы – поликлиники, аптеки, магазины.

Пост получил живые отклики земляков. Мужчина-инвалид из села Першинское также пожаловался, что к ним и в Ключевское не ходят автобусы, а идти 11 км до межрайонной дороги, где ходят оставшиеся районные автобусы, сил и возможностей нет. Такси из этих сел до Далматово стоит уже около 500 рублей. Женщина, которая живет в селе Затеченское в 5-6 километрах от райцентра сетует, что вечерами совсем не ходят автобусы, и с работы приходится возвращаться домой пешком в темноте и холоде.

В общем, люди просят наладить автобусную сеть между деревнями и районным центром.

Куда же смотрят власти?

Смотрят согласно современным трендам и в соцсети. В комментариях помещено несколько постов от аккаунта Администрации Далматовского района. В них чиновники пытаются объяснить ситуацию с автобусным сообщением. В постах представители администрации объясняют, что никто не откликается на давно объявленный конкурс среди перевозчиков на маршрут в деревни, где живет студентка. Жителю Першинского предлагают пользоваться постоянно сокращающимися как в размерах, так и в количестве транзитными автобусами. Или же платить за услуги социального такси. Вопросительнице из ближайшего к Далматову села отвечают, что перевозчики не могут найти средства на вечерние автобусы.

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Получается, что администрация района и рада посодействовать, но стеснена в средствах. Также чиновники говорят, что им могли бы помочь субсидии из областного бюджета, но региональный департамент экономического развития на их запросы отвечает, что денег в зауральской казне на такие транспортные доплаты нет.

Почему не едет автобус?

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Тяжелая ситуация не только в Далматовском, но и во многих других районах области.

За статистикой мы обратились к руководству ООО «Курганавтотранс». Ситуацию нам описала управляющая компании Елена Кискина. По ее словам, за последние 6 лет, начиная с 2014 года, пассажиропоток на регулярных автобусных маршрутах снизился на 40%, ежегодно этот показатель составлял 5-7%. Основная причина этому — рост нелегальных перевозчиков на сайтах попутчиков.

— Прошедший 2020-й год привел к резкому увеличению этого показателя. Если в 2019 году в среднем в сутки с курганского автовокзала и автостанций Курганской области отправлялось 490 рейсов, то в 2020 году эта цифра уменьшилась до 365, за год снижение составило 25%. Резко сократилась и загрузка автобусов с 37 до 27 процентов. Коронавирусной весной падение пассажиропотока достигало 80-90%, с ослаблением запретов падение уменьшилось до 50%. При этом, перевозчики держали цены на прежнем уровне, понимая, что увеличение тарифа может попросту «убить» перевозки по области, — рассказала о недавних событиях на рынке перевозок Елена Кискина.

Тем не менее, 10% перевозчиков все-таки ушли с рынка и закрыли маршруты. Больше не ходят автобусы в направлениях: Альменево, Лесные Горки (Юргамышский район), Большое Курейное, Островное, Плоское, Хутора, Дубровное (Лебяжьевский район), Туманово, Ясная (Притобольный район), Актабан (Петуховский район).

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Несколько легче обстоят дела в райцентрах, которые находятся на пути следования междугородних автобусных рейсов, а также городах Кургане и Шадринске. Но и здесь бывают казусы. В середине января, стоило упасть температуре воздуха, людям часами пришлось ждать пригородных автобусов из поселений Кетовского района до Кургана. Многие опоздали на работу. Снова виноват перевозчик? В этом случае возможно, но и у них есть свои объективные трудности.

— Ситуация тяжелая. Мы возим людей в 4-х районах области — Половинском, Звериноголовском, Белозерском и Юргамышском районах. Даже в пандемию мы продолжаем держать тариф на уровне 3 рублей/км. На юргамышском направлении в весенний период оставили скидки на проезд для студентов, — описывает свои проблемы директор АО «ПАТП-1» Андрей Седнев. — Мы возим людей с соблюдением всех эпидемиологических норм, санитарных и транспортных требований по безопасности. Но работать становится все труднее. Нам трудно конкурировать с частным извозом. Нелегалы на «легковушках» демпингуют. Когда 2-3 машины выхватывают из-под «носа автобуса» 5-10 пассажиров, то перевозчик не может гонять большие автобусы часто и с полупустыми, а то и совсем пустыми салонами, понапрасну жечь горючее. Мы возим людей с соблюдением всех санитарных норм и транспортных требований по безопасности, а частники их не соблюдают.

В таких условиях, чтобы выжить, перевозчикам приходится менять «пазики» на меньшие по размеру «газельки», сокращать частоту маршрутов, оставлять наиболее прибыльные направления. При выборе перевозчика решающим фактором для пассажира является более низкая цена в попутке, но разница в тарифе обусловлена как раз обеспечением безопасности и надежности поездки для пассажира. А затем, когда перевозчик уходит с маршрута, ставшего «пустым», цены нелегальных извозчиков поднимаются и уехать становится невозможным, как в вышеупомянутом «далматовском» случае.

Стоит ли рассчитывать на помощь перевозчикам от областных властей? Пока ее практически нет. А если она и появится, то не так быстро, как этого бы хотелось малообеспеченным сельчанам из отдаленных деревень. Областное транспортное управление вместе с перевозчиками подготовили ряд законодательных инициатив. Но пока что у губернатора и его заместителей и без автобусного сообщения хватает заботы и работы. Сначала большие проблемы, затем те, что поменьше. Может, после глобальной реконструкции края, что недавно затеяли власти, у них найдутся деньги и на транспортные дотации районным перевозчикам. А они пока организаторы перевозок рекомендуют жителям Курганской области тщательно подходить к выбору транспорта, не экономить на собственной безопасности и комфорте во время поездки.

Какой выход у сельчан?

Ни уехать ни приехать – транспортные проблемы зауральских деревень

Следует признать, что этот вопрос весьма серьезный, поскольку касается значительного числа малоимущих людей.

Для сельского жителя райцентры – это мини-вселенные. В них сосредоточены почти все органы исполнительной власти района, социальные службы, медицинские учреждения, образовательные заведения, органы правопорядка, магазины. Там, в отличие от многих районных сел и уж, тем более, деревень, существуют какие-то варианты работы. Словом, райцентр – это жизнь. Сюда с разных деревень спозаранку стекаются люди из окрестных сел по своим нуждам. Добираться приходиться, как правило, на том, кто во что горазд. Кто-то использует личные автомобили. Кто «колеса» не нажил, ждет общественный транспорт.

Сейчас в нашей области 419 сел. В них живут около 250 тысяч человек. Конечно, трудно посчитать, сколько из их не имеет возможности выехать с места своего постоянного жительства, но даже если это 10-15% от количества сельчан, то ситуация уже заслуживает внимания. Ведь если одни зауральцы не могут добраться до своих райцентров совсем, то другие делают это, регулярно затрачивая значительные средства на топливо или транспортные услуги.

Самый реальный вариант разрешения проблемы – свой автомобиль. Но, учитывая доходы большинства сельского населения, он же и весьма труднореализуемый. При этом покупка своего авто – гораздо реалистичнее ситуации, когда в деревне, где лет уже 5-6 не было никаких автобусов, вдруг внезапно на регулярной основе появится «Газель», которая утром отвезет пенсионерку, инвалида или мать с ребенком в райцентр, а вечером доставит их обратно. 

Поэтому и приходится условной пенсионерке Клавдии Петровне обойти половину улицы в своей деревне, чтобы спросить у соседей с машиной, не отвезут ли они ее в следующий понедельник на прием к онкологу, пенсионный фонд и аптеку, а также сколько возьмут с нее, когда привезут домой. 

Пока что другого решения проблемы, как и автобусов на дорогах, не видно. 

Валерий Кузнецов, служба информации «Область 45», фото Валерий Кузнецов

Источник: oblast45.ru

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.